Фреон R-134a , тетрафторэтан, химическая формула: CF3CH2F – это бесцветный, негорючий газ, принадлежащий к группе гидрофторуглеродов (ГФУ). Он был разработан как замена для фреона R-12 (дихлордифторметан), который был запрещен из-за его негативного воздействия на озоновый слой.
Основные характеристики фреона R-134a:
Химическая формула: CF3CH2F
Молярная масса: 102,03 г/моль
Температура кипения при атмосферном давлении: -26,3 °C (-15,3 °F)
Критическая температура: 101,1 °C (214 °F)
Критическое давление: 4,06 МПа
Плотность жидкости при 25 °C: 1,206 г/см³
Потенциал разрушения озонового слоя (ODP): 0 (отсутствует) – это главное преимущество перед R-12.
Потенциал глобального потепления (GWP): 1430 (относительно высокий по сравнению с новыми хладагентами). Это является недостатком, и R-134a постепенно заменяется на хладагенты с более низким GWP.
Безопасность: Нетоксичен и негорюч в обычных условиях эксплуатации.
Стабильность: Химически стабилен и не подвержен разложению при высоких температурах.
Совместимость: Совместим с полиэфирными маслами (POE) и полиалкиленгликолевыми маслами (PAG). Не совместим с минеральными маслами, которые использовались с R-12.
Диэлектрическая прочность: Обладает хорошими диэлектрическими свойствами, что важно для использования в герметичных компрессорах.
Преимущества фреона R-134a:
Нулевой ODP: Не разрушает озоновый слой.
Безопасность: Нетоксичен и негорюч.
Хорошие термодинамические свойства: Обеспечивает эффективное охлаждение.
Широкая доступность: Долгое время был одним из самых распространенных хладагентов.
Недостатки фреона R-134a:
Высокий GWP: Вносит вклад в глобальное потепление. Это основной фактор, обуславливающий его постепенную замену.
Необходимость использования специальных масел (POE или PAG): Нельзя использовать с минеральными маслами, которые применялись с R-12.
Эффективность ниже, чем у некоторых новых хладагентов.
Применение фреона R-134a:
R-134a широко использовался в различных областях, включая:
Бытовые холодильники и морозильники: Один из самых распространенных хладагентов в бытовых холодильниках.
Автомобильные кондиционеры: Широко использовался в автомобильных кондиционерах до недавнего времени. Сейчас его заменяют на R-1234yf и другие хладагенты с более низким GWP.
Промышленные холодильные установки: Использовался в некоторых промышленных холодильных установках.
Торговое холодильное оборудование: Применялся в торговых холодильных шкафах и витринах.
Кондиционеры воздуха (бытовые и промышленные): Использовался в различных типах кондиционеров.
Чиллеры: Применялся в системах охлаждения жидкости (чиллерах).
Аэрозольные пропелленты: В некоторых случаях использовался в качестве пропеллента в аэрозольных баллончиках (хотя это применение сокращается).
Вспениватель пластмасс: Использовался в качестве вспенивающего агента при производстве некоторых видов пластмасс.
Замена фреона R-134a:
В связи с высоким GWP, фреон R-134a постепенно заменяется на более экологически безопасные хладагенты, такие как:
R-290 (пропан): Природный хладагент с очень низким GWP, но является легковоспламеняющимся. Используется в бытовых холодильниках и небольших коммерческих системах.
R-600a (изобутан): Природный хладагент с очень низким GWP, также является легковоспламеняющимся. Используется в бытовых холодильниках.
R-450A (Opteon™ XP10): Смесевой хладагент с более низким GWP, чем R-134a.
R-513A (Opteon™ XP20): Смесевой хладагент с более низким GWP, чем R-134a.
Фреон R-134a был важным хладагентом, заменившим R-12 и не разрушающим озоновый слой. Однако, из-за его высокого GWP, он постепенно вытесняется более экологически безопасными альтернативами. Если ваш холодильник или кондиционер использует R-134a, имейте в виду, что при необходимости ремонта или заправки вам могут предложить замену хладагента на более современный и экологичный.